+7 (495) 783-95-85
ICQ: 125129162
Skype: liogrand
hotel@liogrand.ru


 
 
  Яндекс цитирования
 
Copyright LIO GRAND
2006-2018
All rights reserved copying materials denied. Использование текстов и фотографий с этого сайта возможно только с письменного разрешения ООО ЛИО ГРАНД. Информация, представленная на сайте, ни при каких обстоятельствах не может быть рассмотрена, как публичная оферта, и носит исключительно рекламно-справочный характер.
 
  
 
Кризисное пике гостиничного рынка России
 
Посмотреть все новости
30 сентября 2014г.
Кризисное пике гостиничного рынка России
 

Последние полгода показали очевидный кризис на гостиничным рынке России и СНГ, отельеры готовятся к крупным финансовым потерям и банкротствам. Наиболее заметными потери стали в Санкт-Петербурге, где загрузка уже упала почти на четверть. В Москве ситуацию спасают деловые поездки (снижение показателей держится на уровне 3%). Лучше остальных себя чувствуют недорогие сетевые отели и хостелы. Но состав их клиентуры стал меняться. Попробуем разобраться в ситуации более детально.

Туристы разочаровываются. Украинский кризис и обострение отношений с Западом ударили по показателям въездного турпотока в Россию. По данным Ростуризма, за первое полугодие 2014 года он сократился примерно на 7%. Однако представители союзов туроператоров и участники рынка приводят более пессимистичные данные. Реальное снижение прибытия организованных тургрупп за истекшие 8 месяцев составило 30-40%, а число бронирований со стороны клиентов из США и Европы и вовсе достигло нулевой отметки. Но туроператоры не единственные, кто почувствовал последствия наступившего в отрасли кризиса.

Согласно индексу портала Trivago, стоимость двухместного номера в среднем ценовом сегменте в Санкт-Петербурге сейчас составляет 4300 рублей, что на 8% дешевле, чем год назад. В Москве такая же комната обойдется в 6200 рублей, или на 7% ниже, чем в 2013-м. В ежегодном исследовании Hotels Price Index прогнозируется значительное снижение интереса к России со стороны западных туристов. При этом самыми популярными направлениями остаются Москва и Санкт-Петербург, что подтверждает и внутренняя статистика.

По расчетам Ростуризма, в 2013 году в наших гостиницах остановились 4,4 млн иностранцев. На Москву и Санкт-Петербург пришлось две трети из них: 1,8 млн и 1,05 млн человек соответственно. Совокупный объем рынка платных туристических услуг в России оценивался в 148 млрд руб., из них 27,4 млрд руб. пришлись на Москву, 9,3 млрд – на Санкт-Петербург. Сейчас отельеры обоих городов не ждут роста этих показателей. Не ждут они роста и в среднесрочной перспективе.

Петербург потерял экскурсантов. О будущих проблемах отельеры северной столицы заговорили еще в начале года, когда туроператоры впервые заявили о снижении количества бронирований. Гостиничный рынок города очень зависит от традиционного туризма, а иностранцы быстро реагируют на любой риск и ухудшение имиджа страны, объясняет руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Дэвид Дженкинс. Снижение турпотока уже предсказывают данные Colliers International: по расчетам консультантов, в 2013 году город посетило примерно 6,3 млн человек (3 млн из них – жители других государств), прогноз на 2014 год – 5,7 млн человек. Гендиректор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова сообщила, что сейчас в Санкт-Петербурге работают 135 гостиниц общим номерным фондом 19300 комнат. За минувшее лето уровень их загрузки уже сократился на 24%. Для рынка это много значит, ведь летний период традиционно приносит местным отельерам 60% годового оборота.

Падение спроса особенно ощущалось в августе: тургрупп в гостиницах просто нет, – подтвердил слова Елены генеральный директор группы Accor Hospitality по России и СНГ Алексис Деларофф: «Загрузка наших отелей снизилась примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Менеджмент Accor ждет снижения доходности бизнеса, но цены на размещение в объектах сети корректироваться не будут. «В условиях полного отсутствия туристов в этом просто нет смысла: за счет маркетинговых акций мы можем привлечь одиночных путешественников, но общей картины это не изменит», – пояснил эксперт.

Консультанты тоже ждут ухудшения финансовых показателей гостиниц. Средняя доходность номера (RevPAR) в Санкт-Петербурге уже снизилась на 10,3%, свидетельствуют данные Cushman & Wakefield. Самым заметным падение оказалось в люксовом сегменте (upper upscale): RevPAR сократился на 13%, со $158 до $137 за сутки. Средняя цена продажи номера (ADR) упала на 9,5%, или до $279. Уровень загрузки составляет 49% против 51% в 2013 году. Высококачественные отели (upscale) сохранили заполняемость. При этом падение RevPAR составило 9,4%, ADR – 7,9%. У объектов среднего ценового сегмента загрузка снизилась на 6,8% (до 55,3%), показатели ReVPAR и ADR упали на 7,7% и 0,9% соответственно.

Алексис Деларофф не сомневается: до конца года тенденция сохранится. В сентябре и октябре в отелях чаще останавливаются бизнес-туристы, но общее число постояльцев обычно заметно сокращается, отмечает он. Руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman&Wakefield Марина Смирнова тоже не ждет изменения динамики: «Первое полугодие считается более показательным, туристическим, если есть снижение, то в дальнейшем оно сохранится». В кризис доходность средств размещенияв Петербурге упала на 30%, и тогда рынку потребовалось четыре года для восстановления, вспоминает Дэвид Дженкинс. «Надеюсь, сейчас мы такого не увидим», – добавляет он.

Москве возможно помогут командированные. В столице ситуация по итогам первого полугодия оказалась менее критичной. По информации от Cushman&Wakefield, средний уровень загрузки упал всего на 3%. В отличие от Санкт-Петербурга, явных аутсайдеров среди сегментов в Москве нет. Загрузка в сегменте upper upscale уменьшилась на 1,7%, в upscale – на 5,4%, в midscale – на 2,2%. Средняя стоимость проживания в городе при этом сократилась на $14 за ночь. RevPAR в среднем снизился на 14%, и падение оказалось фактически равномерным для всех сегментов рынка.

Единственные, кому пока удается улучшать результаты, – сетевые отели, работающие в среднем ценовом сегменте. С начала текущего года спрос на них увеличился примерно на 1,4%. Тенденция объясняется просто: именно здесь предпочитают останавливаться российские туристы. Как ранее упоминал вице-президент по развитию в России и СНГ InterContinental Hotels Group Арон Либинсон, финансовые показатели отелей сети в столице не снижаются благодаря большому числу бизнес-туристов, которые составляют основной поток клиентов московских гостиниц.

По данным Москомтуризма, столицу в 2013 году посетили 5,2 млн человек, из которых 2,7 млн – иностранцы. Прогнозы на текущий год пока не делались. Елена Лысенкова рассчитала, что сокращение операционных доходов к концу 2014 года может составить примерно 20%. Пожалуй, это самая пессимистичная оценка. По версии Cushman & Wakefield, падение RevPAR по итогам года останется в диапазоне 12-16%. Г-н Дженкинс ранее отмечал, что на деле влияние политического кризиса на Украине на московский рынок оказалось не таким значительным. Большинство показателей сократились меньше, чем прогнозировали отельеры в начале года.

Хостелы постараются обновить клиентуру. Негативные последствия падения турпотока ощутили даже владельцы самых бюджетных средств размещения – хостелов. По информации от Высшей школы экономики, в Санкт-Петербурге в 2013 году работало 189 объектов такого типа (в полтора раза больше, чем в 2012-м), а в Москве, по подсчетам Москомтуризма, – 125. Традиционно почти 70% их постояльцев составляют иностранцы в возрасте до 40 лет, сообщает совладелец петербургской сети хостелов «Мир» Евгений Хитьков. Но с начала года их число в «Мире» уменьшилось примерно на 30%. Г-н Хитьков указывает: поток падает не только со стороны Западной Европы и США, заметно сократилось количество, например, китайцев: «Кроме того, у меня есть небольшая сеть апартаментов. В них останавливаются в основном взрослые люди, бизнесмены. И поток иностранцев там снизился точно так же».

Поддерживать заполняемость хостелов в обеих столицах сейчас удается в основном благодаря росту потока гостей из России. «Мы почувствовали сокращение определенных групп туристов, но консолидированная загрузка держится на достаточно высоком уровне», – пояснил старший партнер московской сети Privet Hostel и Bear Hostel. Средства размещения под этими брендами сейчас ориентируются в первую очередь на российскую молодежь, а большинство хостелов действительно снизили цены на размещение.

Евгений Хитьков сомневается, что падение турпотока можно скорректировать стоимостью проживания в хостелах: «Это бизнес, основанный на потоке. Снижать цены ниже определенной планки просто нельзя, в противном случае мы получим не тех гостей, которых хотелось бы видеть».

Ну а что же происходит в СНГ? Доходы до Украины и Казахстана не дошли. Сегодня в Москве насчитывается около 22 000 гостиничных номеров, а к 2018 году их число увеличится еще на 15 000. Это позволяет российской столице оставаться крупнейшим гостиничным рынком на постсоветском пространстве. Другие крупные города бывшего Советского Союза потенциально могли бы составить конкуренцию по доходности и загрузке отелей, но пока значительно уступают Москве. В Киеве действует 160 гостиниц на 11 000 номеров, из которых 2100 управляются международными сетями, говорится в исследовании JLL. По итогам первой половины 2014 года основные показатели отельного рынка украинской столицы заметно сократились. Так, средняя загрузка составила 28%, что на 43% меньше аналогичного периода прошлого года. RevPAR сократился на 48% (до $54), а ADR – на 8% (до $195). Такой заметный разрыв между RevPAR и ADR аналитики JLL объясняют тем, что в Киеве после открытия первых брендированных отелей в начале 2000-х были установлены крайне высокие тарифы при очень низких показателях загрузки. «Сейчас сложно строить прогнозы, учитывая политическую и экономическую ситуацию в стране», – указывают в своем исследовании консультанты. Еще один крупный рынок на постсоветском пространстве – Алма-Ата, хотя этот город уже не столица Казахстана. Там, по подсчетам JLL, номерной фонд достигает 6,5 тыс., из которых 20% управляются международными операторами. Уровень загрузки по состоянию на начало сентября составил в среднем 57%, RevPAR – $101, ADR – $177. Бизнес сейчас фокусируется на Астане, куда была переведена столица Казахстана, и это ухудшает показатели отелей Алма-Аты, считают эксперты JLL. Но тем не менее в окрестностях Алма-Аты Чимбулаке и Медео есть развитая горнолыжная инфраструктура, которой пока пользуются в основном местные жители. В Астане же туризм не развит. В городе работают 36 отелей на 3000 номеров, к 2018 году может добавиться еще 2000 благодаря World Expo, который пройдет в столице Казахстана в 2017-м. По состоянию на начало сентября средний уровень загрузки гостиниц города составил 45%, RevPAR – $183, ADR – $185.

 
   
 
Компания ЛИО ГРАНД
 
член Российской Гостиничной
Ассоциации, номер в
Федеральном реестре
туроператоров РТО 012581
  
Получайте специальные предложения и следите за нашими новостями


Курс USD по данным ЦБ РФ

Как стать партнером?
Цена дня для партнеров
Город
Введите дату
Москва 18.09.2019г.
Информация отсутствует

Быстрый поиск отеля
Дата заезда
Дата выезда
Город
Звездность
  Отель дня
Отель Дворец Трезини, Санкт-Петербург.
Отель Дворец Трезини 5*
Санкт-Петербург
Подробности...
Экономьте от 20% и больше со специальными предложениями. Подпишитесь и получайте эксклюзивные предложения!
Партнерам
Компания "ЛИО ГРАНД" реализует услуги на основании Договора на предоставление услуг и на базе Договора страхования гражданской ответственности (срок действия Договора страхования - по 31 мая 2019 г.) Размер финансового обеспечения составляет 500 000 рублей. Обязательства по данному Договору гарантируют нашим заказчикам возмещение потерь в страховых случаях, определенных Договором страхования.
Договоры
Информация для предприятий
Информация для агентств
Бонусная программа